Запах хлеба идея

Запах хлеба идея

Запах хлеба идея
СОДЕРЖАНИЕ

Рецензии на произведение «запах хлеба»

Спасибо за рассказ. Все мы – дети войны – знаем истиную цену хлебу.

Дай Бог, нашим правнукам мира и благополучия.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpress

Долгих Вам лет благополучной жизни. Владимир Галин.

Да, Галина, люди военного и послевоенного времени знают, что такое голод. Вы очень убедительно рассказали это от имени ребёнка – пронимает до слёз. В детстве мне постоянно хотелось есть. С сестрою вместе ждали маму с работы (папа погиб на фронте): надеялись, что она принесёт хоть что-нибудь.

Хлеб того времени. Вы правы, он имел неповторимый запах. Большим лакомством для нас с сестрой был кусочек хлеба, натёртый чесноком и политый подсолнечным маслом. Он был такой сытный.

P.S. А если мама сгоряча наказала Вас – простите её. Она и сама тяжело переживала, что ударила своего голодного ребёнка.

Запах хлеба идея

Спасибо, Эльмира за отзыв. Рада, что “пришли” воспоминания. Для меня, да и понятно для всего нащего поколения, запах и вкус хлеба остался на всю жизнь таким осязаемым маркером тех лет. Помните, как у Пруста вкус бисквитного печенья?

Милая Галочка! Счастья вам! Мира! Сытости и удач всяческих.

Ничего, мама может, папа – дочку – никогда.

А может быть в этом сермяжная правда? Ведь на всю жизнь осталось- – отдай сначала другим!

О-о-о.. да! Было и у меня нечто подобное – но только со слов мамы, ибо я ничего не помню (да-да, свойство памяти!) – как она меня отлупила, – только с ее слов много позже и узнал. За что? Воровал денюжки из ее кошелька с подельницей – соседской подружкой. Возможно и той больше никогда не захотелось воровать – наслушавшись моих криков.

вот ведь главное слово!- Верю! А ведь это рассказ! Хотя и из моего детства. А однажды я послала один свой рассказ известному вам В. Кудрину. И он мне ответил- рассказ как бы и не плохой, но -не верю! Не правдоподобно! Мне было очень смешно. Потому что это был один из тех рассказов, в котором не было ни слова неправды!

Это общеизвестно. У меня ни в одном нет ни грана реальности, – она никому не интересна, кроме близких людей. Все метафизическое для них обман, для прочих – истинно.

Галина, Вы такая умница! Спасибо за то волнение, с каким я читала Вас. Г.

Спасибо, тёзка, за похвалу. Ведь говорят, что читатель взволнованный становится соавтором. Значит, мы на одной волне.

Милая Галина, с тёплой искренней признательностью к ВАМ. Сколько же Вы натерпелись, как хватило выдержки и у вас, детей и у взрослых, что старались сохранить здоровье и жизнь своим детям. С теплом и благодарностью,

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafety

спасибо, Нина за тёплые слова. Да, нашему поколению досталось. Тем более больно сейчас читать и слушать горькие слова об этом святом для многих времени, пусть даже это и – правда. Но есть и другая правда, правда погибших, правда оставшихся без родителей детей, искорёженных судеб . Но во имя Победы!

Какое время было голодное, но вы очень хорошо о нем написали и по доброму. С уважением.

Спасибо, что откликнулись так по доброму. Ужасно, что что всё повторилось. Просто не верится. Удачи вам

Время трагедий. Написано ярко,вызывает эмоции своей динамикой.Понравилось.

Я рада, что вам понравился рассказ. Так хотелось бы, чтобы это всё осталось только воспоминаниями. К сожалению, всё возвращается в самом худшем варианте. Удачи вам и осуществления всего задуманного.

Не сразу нашла, что сказать, хотя рассказ очень здорово написан. Ваше слово так же сильно и красочно, как и Ваши воспоминания. Рассказ вызвал чудные ассоциации: детство, хлеб, запахи, открытие мира. Думаю, буду вспоминать его )) С уважением,

Спасибо вам, дорогая, за отзыв, за замечательный слова. Вот ведь удивительное время- детство. И на всю жизнь- любовь к хлебной корочке и запаху свежего хлеба. И какая-то всеобщая дружеская поддержка. Думалось, что всё это в прошлом. А оказалось так близко , даже страшно думать о судьбах близких людей, оказавшихся во власти политиков, оставивших стариков без пенсии, молодых без работы,и всех – в ненависти.

Вы прекрасно, необыкновенно образно описали состояние голодного ребенка. Ни одной придуманной детали. Как это понятно мне и моей жене – оба блокадники. “Хроника блокадного детдома” “Картофелины”. С уважением Артем

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Анализ произведения Запах хлеба Казакова

В 9 классе проводим урок-размышление по рассказу Юрия Казакова «Запах хлеба».

Тема урока: «Где наше родное и близкое? Где наши духовные ценности?»

Тип урока: урок углублённой работы над текстом произведения.

Цели урока:

  1. Совершенствовать навыки анализа художественного текста: определение темы, идеи, композиции, выразительных средств в произведении.
  2. Развивать у учащихся умение критически мыслить при знакомстве с текстом, опираясь на жизненный опыт и имеющиеся знания по предмету, применяя эффективные приёмы технологии развития критического мышления.

Найти ответы на проблемные вопросы:

  1. Какие вечные духовно-нравственные проблемы затрагивает в произведении автор?
  2. В чём смысл названия рассказа?

– личностные: вызвать интерес к предмету; пробуждать стремление к вдумчивому чтению; проследить за мыслями, чувствами и поступками героев; воспитывать лучшие нравственные качества: совестливость, ответственность, доброта, чувство долга, забота о близких;

– метапредметные: обучать умению отбирать материал текста для работы по теме урока; развивать навыки анализа текста; развивать навыки групповой и индивидуальной работы, навыки работы со словарём; развивать монологическую и диалогическую речь;

– предметные: познакомиться с биографией Ю. Казакова, определить особенности стиля рассказов писателя; развивать умение объяснять литературоведческие понятия, подкрепляя их примерами из текста; развивать умение формулировать проблемы, поднятые автором в произведении.

– личностные: использование читательского опыта в реальных жизненных ситуациях;

– коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

– регулятивные: целеполагание, планирование;

– метапредметные: работа с информацией из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, совершенствование читательских умений и культуры речи;

– предметные: совершенствование навыков анализа текста, умение объяснить термины «психологизм», «несобственно-прямая речь».

Технология: технология развития критического мышления.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: портрет Ю. Казакова, различные издания произведений писателя, презентация, аудиозапись песни Я. Сумишевского «Мама», словари, бумага и фломастеры для составления кластера).

ХОД УРОКА

https://www.youtube.com/watch?v=channelUCVSSPf8s2jaRhReICPrSi3A

1. Мотивация к деятельности

Запах хлеба идея

Здравствуйте, ребята! Я хочу всем пожелать хорошего настроения. И уверена, что сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом и радость новых открытий. Вы готовы? Замечательно!

1) Обратите внимание на экран.Что вы видите? (слайд № 1: изображение хлеба, старушки-матери у крыльца деревенского дома)

2) О каком произведении мы будем сегодня говорить? (рассказ Ю. Казакова «Запах хлеба»)

2. Актуализация знаний об авторе

– Как связаны между собой данные изображения? С чем у многих ассоциируется хлеб? (дом, мама, родители)

Подготовленный ученик читает стихотворение Розы Госман «Мамин хлеб» (слайд №2)

– Где, по-вашему, формируются наши духовные ценности, нравственные устои? (в семье)

– Как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока? (предположения детей, тема выводится на экран) слайд № 3

Запах хлеба идея

– Вы прочитали рассказ Ю. Казакова «Запах хлеба», только ли он о хлебе?

– Или в нём поднимаются еще другие, более глубокие проблемы?

– Какие цели мы сегодня поставим перед собой на уроке? На какие вопросы постараемся ответить? (слайд № 4)

Ответить на эти вопросы нам поможет писатель Юрий Павлович Казаков.

Юрий Павлович Казаков родился 8 августа 1927 года в Москве (в семье рабочего). Отец и мать его – бывшие крестьяне, выходцы из Смоленской губернии.

В школе в одном классе с Юрием Казаковым учился музыкант, который посещал ещё и музыкальную школу, где занимался в классе виолончели. Его одержимость музыкой повлияла и на Юрия Казакова. С пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке: сначала он играл на виолончели, потом на контрабасе, так как пальцы были не очень гибкими.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdev

Между 1953 и 1954 годами его увлекает литературное творчество. Юрий Казаков поступает в Литературный институт им. М.Горького, который оканчивает в 1958 году. С этого времени появляются удивительно музыкальные, точные по словесному рисунку и неповторимые по описаниям природы рассказы. Первые же из них принесли успех: «Арктур – гончий пёс», «По дороге», «Голубое и зелёное», «Двое в декабре» и др. Рассказ стал излюбленным жанром Казакова.

Писатель часто путешествовал по России, восхищался родной природой, воспевал в своих рассказах Волгу, Север. Особое отношение было у него именно к русскому Северу. Героями его рассказов были моряки, рыбаки из Архангельска, Мурманска, островитяне Новой Земли.

29 ноября 1982 года в возрасте 55 лет Ю.Казаков скончался в Москве.

– Юрий Павлович Казаков – писатель честный, правдивый, искренний, не утаивающий ничего невыгодного для своих героев. Его волнуют нравственные проблемы: как нужно жить? какими качествами нужно обладать? что лежит в основе человеческого поведения? что такое добро и зло?

Как правило, в основе рассказов Казакова лежит действительный случай. Герои – люди обыкновенные, а не исключительные. Писатель сосредоточивает внимание на их нравственном состоянии в потоке повседневной жизни. Автора интересует обыденное сознание и его развитие, которое может привести или к нравственным вершинам, или к потере важнейших духовных ценностей.

Рассмотрим, как это происходит в рассказе «Запах хлеба».

3. Осмысление произведения

1 группа даёт толкование понятий «духовность», «ценность», «мораль», «нравственность», «чувство долга»;

2 группа подбирает синонимы, 3 группа – антонимы к словам (Душевность, родственность; важность, преимущество; нравственность, этика, закон; порядочность, добродетель; ответственность, сознательность).

– Итак, обратимся к тексту рассказа.

– Какую телеграмму и когда получает Дуся? Случаен ли выбор писателем именно этой даты?

https://www.youtube.com/watch?v=ytabout

(1 января, не случаен. Герои отдыхают после встречи Нового года)

– Как она отнеслась к известию о смерти матери?

– Какие детали указывают на ее психологическое состояние, подтвердите текстом, какова роль художественной детали в тексте?

(побледнела, молча водила рукой по скатерти, как слепая, легла, вяло ходила по квартире, голова болела, не пошла в гости, было грустно, не могла плакать)

– Каким вырисовывается в памяти женщины образ её матери?

(плохо помнит, чужое лицо, тяжёлые тёмные руки)

– Почему лицо самого родного человека ей кажется чужим?

(не видела более 15 лет)

Запах хлеба идея

– Почему Дуся не поехала на похороны?

(холодно; барахло, наверное, растащили)

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyright

У Казакова зачастую авторское повествование переплетается с речью героини, её мужа, других персонажей. Так начало 2 главы «Прошла зима, и Дуся вовсе позабыла о матери. Муж её работал хорошо, жили они в своё удовольствие, и Дуся стала ещё круглее и красивее» – по форме является речью автора. Но слова «вовсе позабыла», «жили в своё удовольствие» указывают на речь Дуси и её мужа. Это называется «несобственно-прямой речью».

– Для чего использует Казаков это приём? Как это характеризует героев рассказа?

(Герои сами себя разоблачают, данные слова подчёркивают мысль автора о том, что герои погрязли в заботе только о собственном материальном благополучии. А по сути – заплатят за это очень дорогой ценой: забвением нравственных корней, потерей духовных ценностей, утратой душевности, порядочности. Сниженная разговорная лексика героев: барахло, растащат, башка, валяй и др.)

Так вот – героиня всё же едет в деревню.

– Зачем? Что ее подтолкнуло?

(письмо племянника Миши, остался дом, значит, можно продать и получить за него деньги!)

– Какой предстала перед Дусей деревня?

(родные поля, пообстроилась, перемены не понравились, многие её узнавали, а Дуся нет)

– Почему героине не понравились перемены, почему Дуся не узнавала бывших односельчан?

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

(было неприятно, что без неё деревня не угасла, а наоборот, расстроилась, живёт своей полноценной жизнью)

– Чем занималась героиня в деревне?

(продавала вещи, затем дом) Слайды № 5,6

Казаков называл свой особый взгляд на героя «осмыслением самого себя», что означало раскрытие внутреннего мира персонажа через анализ его мыслей и чувств. Это позволяет говорить о психологизме произведений писателя. Часто поведение героев не зависит от воли и желания персонажа, а проявляется неожиданно, вызывается эмоциями, которые возникают под влиянием ассоциаций.

– Какие чувства и ассоциации нахлынули на Дусю во время посещения ею родного дома? Какие детали говорят об этом?

(дом имел нежилой вид, но пахло хлебом; у Дуси забилось сердце;икона на стене; открыла сундук – запахло матерью)

– Почему всё это кажется героине сном? Слайд № 7

– А что же было дальше? Ведь у Казакова подсознательные душевные движения человека раскрываются через их ощущение неудовлетворённости собой, тоску, смутное беспокойство, стыд.

– Что произошло с героиней на кладбище? Какой пейзаж рисуется в этом эпизоде? как он помогает понять внутреннее состояние героини?

(день «было замглился», «посоловел», позже тучи разошлись, но в той стороне, куда шли Дуся с Мишей висела гряда облаков)

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators

(на кладбище Дуся сначала побледнела, будто нож всадили ей под грудь, потом «чёрная тоска ударила ей в душу, так она задохнулась, затряслась…) Слайд № 8

Что интересно: осмысление себя в рассказах Казакова происходит у героев вне городской суеты, на лоне природы. В воспоминаниях отражается прошлая духовная жизнь человека, и эти эмоции дают толчок его душевным процессам в настоящем. Вот и на Дусю нахлынула жуткая тоска по матери, осознание невыполненного дочернего долга, утраты очень близкого и дорогого.

– В каком настроении покидает деревню героиня?

(была весела и ровна)

– С какой целью автор в конце рассказа говорит о том, что в доме матери-старухи вымыли полы, привезли вещи и стали жить новые люди?

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

(дом ожил, может, новые жители будут добрее и внимательнее к нему, с уважением и благодарностью вспоминать умершую хозяйку)

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 256 286
  • КНИГИ 587 058
  • СЕРИИ 21 814
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 544 079
Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector