Лак под старину по дереву

Лак под старину по дереву

Лак под старину по дереву
СОДЕРЖАНИЕ

1.  С помощью свечки

Это универсальная техника, которая помогает придать древесине или деревянной мебели старинный вид. Ее  можно использовать как на необработанном дереве, так и на уже окрашенной древесине и мебели. Подходит для покраски в один или несколько слоев.

Например, вот такой результат получается при покраске этим методом в белый цвет (детальное руководство читайте статье «3 метода покрасить дерево в белый цвет»)

Давайте детально разберем, как с помощью этого метода покрасить дерево, сделав три слоя (коричневого, белого и желтого цвета).

Необходимые материалы:

  • краска (коричневая, белая и желтая)
  •  кисть, свечка, тряпка.

Шаг 1: Первый слой краски

  1. Определитесь с цветом краски, которую возьмете за основу. Это будет первый, нижний слой краски, который нанесем непосредственно на дерево. В данном случае используем темно-коричневый цвет.
  2. Покрасьте древесину немного хаотичными мазками, не закрашивая поверхность полностью и равномерно.
  3. Оставьте до полного высыхания.

Шаг 2: Используем свечку

Возьмите свечу и потрите ей поверхность дерева в нескольких вразнобой выбранных местах (при этом довольно сильно давите на свечу, чтобы на дереве остался явный след от воска или парафина).

  • Шаг 3: Второй слой краски Выберите цвет для следующего слоя и нанесите краску (здесь используем белый). На этом этапе краску можно наносить равномерно на всю поверхность, а не мазками, как с первым слоем. Оставьте до полного высыхания.
  • Шаг 4 :После этого возьмите тряпку и протрите поверхность, причем с некоторым давлением. В тех местах, где был нанесен воск, краска отстанет от поверхности. Если вам достаточно двух слоев, то на этом можно и остановиться, а если нет – следуем дальше.
  • Шаг 5: Третий слой краски Повторите шаги 2 и 3, но последний уже с использованием краски другого цвета (здесь это будет желтый). После того, как краска высохнет, можно нанести защитный лак. Последнее не обязательно в силу того, что мы специально придавали старинный вид, так что если краска со временем начнет немного отставать этого не будет заметно.

3. Текстура сухой кистью «Лофт»

Лак под старину по дереву

Сухая кисть — прием, позаимствованный декораторами у художников-живописцев. И если в живописи этим методом создают изображение, то в практическом декоре это отличный способ состарить предмет, добавить ему прожитых лет. 

Суть техники: на плоскую синтетическую кисть набирается немного краски, излишки вытираются, это делается на бумаге (палитре, тряпице) до тех пор, пока каждый волос кисточки не будет давать отдельную линию. 

И теперь легкими движениями, слегка касаясь предмета, «пачкаем» его, уделяя основное внимание выступающим частям: ребрам, выпуклому узору и т. д.

Таким образом подчеркивается рельеф и имитируются потертости. 

Данная техника отлично подходит для создания старого и поцарапанного вида. Ключом к успеху здесь есть всего лишь использование очень сухой кисти. Например, отлично подойдут старые кисти с жесткой щетиной.

  • кисть с жесткой щетиной,
  • краска на водной основе.

Вот так выглядит этот процесс:

  1. Окуните щетку в краску выбранного цвета и оставьте на ней как можно меньшее количество краски.
  2. Наносите краску быстрыми штрихами в разных направлениях. Следите за тем, чтобы, увлекшись, не покрыть всю поверхность.

Эта техника подойдет также и для покраски с эффектом металла лофт, например, для создания вот таких искусственных цинковых букв.

Также можно комбинировать этот метод с использованием наждачной бумаги для удаления части краски после нанесения каждого слоя.

Нанесение патины или патинирование

Патина — это зеленовато-коричневый налет, образующийся на предметах из меди и бронзы в результате окисления под воздействием окружающей среды. В более широком смысле под патиной понимают следы старения на любых предметах, созданных из любых материалов. 

Патинирование в декорировании — это имитация затемнения поверхности, которая в естественном виде выглядит как изменения цвета после длительного периода времени и частого контакта с руками. Патина бывает темной, цветной, металлической, белой (лайминг). 

Патинирующий состав наносят на грани, углы предмета или наоборот, в углубления рельефных частей. Существует несколько видов патинирования.

1. Битумная патина

На поверхность наносится битумный лак и тут же стираются  излишки. Лак остается только в углублениях, затеняя поверхность. Закрепляется шеллачным лаком.

Видео-урок о применении битумного лака.

2. Патина на основе акрила

Сильно разведенная водой акриловая краска проливается в углубления рельефа, а излишки стираются чистой тканью. 

Мини-мастер-класс в блоге: патинирование акриловыми красками.

3. Химическая патина

На краску с мелкодисперсными частицами металла наносится специальный окислитель, который заставляет металлическую поверхность постареть (окислиться) в течение нескольких минут.

4. Шеллачный лак

Шеллачный лак придает поверхностям теплый светло-желтый оттенок или красно-оранжевый оттенок. Широко применяется в деревообработке, для подчеркивания текстуры дерева, используется как защитный и покрывной.

5. Восковая патина

Растирается по поверхности и тонирует выбранные участки. Сохнет значительное время. Придает поверхности мягкий шелковистый отблеск. 

Более подробная статья о методах патинирования

Лессировка

Лессировка — это живописная техника, при которой нижний слой красочного слоя просвечивает через верхний полупрозрачный. Техника широко используется не только в живописи, но и в оформлении интерьеров, в том числе она применима к покраске предметов. Техника позволяет получать глубокие переливчатые цвета за счет полупрозрачности лессировочных слоев.

Для лессировки подходят различные краски и красящие составы: акварельные, масляные, акриловые краски, крепко заваренный чай. Удобно использовать раствор акриловых красок. Широкая палитра позволяет получить нужный цвет. 

Краски легко перемешиваются между собой, разводятся водой или разбавителем акриловых красок до нужной консистенции, быстро высыхают после нанесения, после устойчивы к влаге и механическим воздействиям и применять их можно по любой поверхности. 

Лак под старину по дереву

Технологический процесс: синтетической кистью или губкой наносим раствор на подготовленную поверхность, ждем высыхания и оцениваем полученный результат. Лессировка не дает полностью закрасить структуру основы или уже нанесенное ранее изображение, она лишь задает тональность. Для усиления эффекта можно нанести повторный слой лессировочной краски и тогда интенсивность цвета усилится.

Если нанести несколько полупрозрачных слоев краски разного цвета, в результате получим различные оттенки, просвечивающие друг через друга.

Набрызг

Набрызг — капельки-брызги на поверхности декорируемого изделия, которые создают образ вещи прошедшей через время, отражают историю ее применения. 

Художественно запачканная вещь таким простым способом получает неповторимое визуальное очарование и приятный при тактильном восприятии рельеф. Это все очень важно, поскольку предметы, выбранные для декорирования, оформляются для любимого дома и для дорогих сердцу людей.

Сам процесс очень занимателен. Перед тем как приступить, нужно подготовить рабочее место. Например, застелить поверхность газетой или тканью. Из инструментов понадобиться зубная щетка или жесткая кисть. Из материалов: краски и вода в стаканчике.  

Кисточку смачиваем водой и набираем на нее небольшое количество краски. Пробуем ногтем или зубочисткой запускать капли на пока еще пробную поверхность образца, просто проводя инструментом по щетине. 

С широкой кисти можно просто стряхивать капли или постучать кисточкой по руке, тогда мелкие цветные капельки срываются с кисти и летят вниз. Определившись с процессом нанесения, пришло время колдовать. 

Набрызг — это последняя операция перед лакировкой. Капли же, нанесенные поверх лака, будут отличаются от общей глянцевости поверхности предмета, этот эффект внесет дополнительный эффект разрыва во времени.

Кракле

Кракле — техника искусственного состаривания, создание трещин в красочном или лаковом слое. 

4.  Покраски скребками в стиле Прованс

Результат будет примерно таким же, как при использовании наждачной бумаги. Разница состоит в том, что наждачная бумага не только убирает часть краски, а также выравнивает поверхность дерева, если в том месте были неровности (что не подходит, если вы хотите сохранить структуру дерева, оставив ее максимально натуральной). Второе отличие — наждачная бумага используется только после высыхания краски.

Необходимые материалы: кисть, краска, скребок (или любая ненужная пластиковая карточка).

Инструкция:

  1. Сначала покрасьте дерево.
  2. После того, как краска немного подсохнет (не полностью высохнет, буквально несколько минут, когда покрытие уже сформировалось, но еще липкое на ощупь), возьмите скребок или старую пластиковую карточку и соскребите часть краски в некоторых местах.

СОВЕТ: Если вы красите мебель, то соскребите краску на углах и краях, ведь именно там она чаще всего слазит в процессе использования. Таким образом, эффект старины будет выглядеть более натурально.

Действие различных протрав на разные породы древесины

Медный 
купорос, 
1%
Железный 
купорос, 
4-5%
Железный 
купорос, 
1%
Цинковый 
купорос, 
2,5%
Калиевый 
хромпик, 
3%
Калиевый 
хромпик, 
5%
Дуб, ива   Коричневый    Иссиня-черный Сиреневато-серый Красно-коричневый Светло-коричневый   Тёмно-коричневый
Орех   Коричневый Иссиня-черный Сиреневато-серый Красно-коричневый Коричневый Тёмно-коричневый
Бук

Черный Сиреневато-серый Красно-коричневый Светло-коричневый   Тёмно-коричневый
Клён

Тёмно-серый Светлый сиреневато-серый  

Желто-коричневый Желтовато-золотистый
Берёза  

Тёмно-серый Светлый сиреневато-серый   Тёмно-красный Зеленовато-желтый Желтовато-золотистый
Осина

Тёмный серебристо-серый   Серебристо-серый

Липа

Светло-коричневый   Розовый Тёмно-красный

Красное дерево

Черный Серо-фиолетовый

Красновато-коричневый тёмный Тёмно-коричневый
 
Сернокислый
марганец, 
2,5%
Хлористый 
кальций, 
1%
Английская 
соль, 
2%
Хлорное 
железо, 
1%
Хлорная 
медь, 
1%
Калиевый 
хромпик и 
железный 
купорос 
(по 1,5%)
Дуб, ива   Тёмно-коричневый Красно-коричневый Коричневый Синевато-серый Светло-коричневый Оливково-коричневый
Орех   Тёмно-коричневый Красно-коричневый Коричневый Тёмно-синий Потемнение

Бук Тёмно-коричневый Красно-коричневый Коричневый Серый

Оливково-коричневый
Клён

Серо-коричневый

Берёза   Коричневый Кофейный Фиолетовый

Оливковый
Осина

Липа Коричневый Кофейный Фиолетовый

Красное дерево

Серо-фиолетовый Потемнение

Порой время приходит в образе жучка-древоточца. Чтобы сымитировать подобные повреждения, оставленные насекомым, мастера пользуются шилом, сверлом и даже лазером. Таким же способом наносятся небольшие повреждения — сколы или потертости подобные тем, которые поверхности получают десятилетиями.

Еще один способ нанесение благородного ущерба — положить в тряпочку гайки, болтики и избить этим мешочком предмет. И далее художественно облагораживать до необходимого результата. 

Имитация прошедших десятилетий, техники и приемы состаривания в сочетании химической и механической обработки, дают отличные декоративные результаты.

Для практического декорирования большую часть в арсенале материалов заслуженно занимают составы на акриловой основе. Их удобно использовать в работе: почти без запаха, разбавляются водой, легко смываются с инструментов. Имеют разнообразные эффекты (имитация металлов, масляных красок, матовой темперы) и различные текстуры. Цветовая гамма может вдохновить на переделку, даже если она и не затевалась. Они прочны, устойчивы к воде и к воздействию солнечного света.

Себилькова Анна

5. Метод полоскания

Этот метод для создания эффекта старой древесины подойдет для элегантной мебели в деревенском или прованс стиле. Его лучше всего применять на сырой древесине.

  • краска, кисть,
  • вода, тряпка.

Инструкция:

  • Нанесите слой краски и оставьте сохнуть на несколько минут (как и в предыдущем методе, чтобы она была еще липкой, а не полностью высохла).
  • После этого быстро промойте древесину водой, осторожно протирая поверхность тряпкой. Цель состоит в том, чтобы смыть немного краски на поверхности. Оставьте сохнуть. Вот и все!

Например, столик покрашенный нежно зеленым цветом, после применения этого метода выглядит просто замечательно.

Браширование

Самый распространенный способ механического состаривания древесины — браширование. Его название произошло от слова Brush  — «щетка». 

Поверхность обрабатывают металлическими щетками, выбирая верхние мягкие волокна, оставляя только твердые.  

• сосны;

• лиственницы;

• дуба;

• ясеня.

• тика;

• клена;

• вишни;

• бука;

• груши.

Выполняется он с помощью либо открытого огня, либо, что гораздо удобнее, с помощью паяльной лампы или газовой горелки. Направляя пламя на поверхность дерева, можно добиться различного оттенка древесины – от светло-золотистого до черного. Цвет зависит от начального цвета древесины и от количества проходов огнем.

  Еще способ – обжиг в горячем песке 

Мелкий чистый песок насыпают в металлическую емкость и нагревают до температуры не выше 200 градусов С. В горячий песок положить заготовленные для обжига изделия и выдерживать там, пока они не потемнеют. Если тон отдельных деталей изделия должен светлеть постепенно, то эти детали погружают в песок вертикально.

Обработанную щётками и огнем поверхность можно затонировать, применяя метод лессировки или сухой кисти, добавить изображения техникой декупажа или добавить цвета набрызгом.

6. Метод покраски деревянными брусками

Окрашенный под старину деревянный стол

Это простой метод, который позволяет состарить древесину или мебель с помощью деревянного бруска.

  • краска, кисть,
  • деревянный брусок.

Инструкция:

  • Окуните конец деревянного бруска в краску и проведите ним вдоль окрашиваемой поверхности.
  • Нанесите столько цветов и слоев, сколько хотите.

Здесь, например, сделали один слой краской нежно-голубого цвета.

Покраска под старину

Чтобы добиться обветшалого вида, окраска дерева под старину осуществляется следующим образом:

  • На подготовленную древесину наносится один слой краски. Для этих целей лучше использовать матовую краску, к примеру, акриловую.
  • Затем после высыхания поверхности следует потереть краску мелкой наждачкой в местах, где чаще всего протирается данное деревянное изделие.
  • Далее поверхность следует тщательно очистить от пыли.
  • После этого покрытие наносится тонким слоем второй раз.
  • Если эффект состаренности слабо выражен, можно потереть наждачной бумагой отдельные участки еще раз.
  • В завершение работы нужно обработать шкуркой с мелким зерном все окрашенное изделие.

На этом процесс покраски под старину завершен. Такую технику можно применять при отделке мебели или дверей.

Эффект кракелюр

Эффект кракелюр

Кракелюр

Состаривание дерева способом браширования

Еще один популярный эффект старения – это кракелюр, который представляет собой узор тонких трещинок в лаке или краске.

Инструкция по кракелированию выглядит следующим образом:

  • На подготовленную поверхность наносится фоновый слой краски. Этим цветом в дальнейшем будут окрашены трещины.
  • После просыхания слоя наносится специальный прозрачный кракелюрный лак простыми прямыми движениями.
  • Далее надо дождаться полного высыхания лака и нанести финишный слой краски. Для получения интересного декоративного эффекта цвет основной краски должен отличаться от фона. Под воздействием финишного покрытия лак начнет растрескиваться.
  • В завершение работы изделие следует покрыть прозрачным лаком для акриловых красок.
Алкидное лакокрасочное покрытие

Алкидное лакокрасочное покрытие

Надо сказать, что добиться такого эффекта можно без кракелюрного лака.

В этом случае работа выполняется в такой последовательности:

  • Подготовленная древесина покрывается алкидной краской, к примеру, Maalarin valkolakka или др.
  • Затем спустя полчаса-час, когда первый слой будет еще влажным, на него наносится второй слой акрилатного покрытия, к примеру, можно использовать Siro Himmea или Hаrmony. Спустя некоторое время после покраски на покрытии начнут появляться трещины, сквозь которые будет виден первый слой краски.

В данном случае принцип кракелирования основан на том, что ЛКП финишного слоя высыхает быстрей фонового. Такая техника более экономичная, так как цена кракелюрного лака довольно высокая.

Кракелирование отлично подходит для состаривания деревянных поверхностей небольшой площади. К примеру, данной техникой можно пользоваться при окрашивании багетов, небольшой мебели или даже дверей.

Окрашенная патиной мебель

Окрашенная патиной мебель

Патина

Интересного эффекта старения можно добиться при помощи патины – это специальная краска для дерева с эффектом старения, которая наносится на древесину особым образом:

  • Первым делом надо затонировать древесину лаком на основе полиуретана или полиэфира.
  • После высыхания лака наносится краска по дереву под старину, т.е. патина. Слой краски должен быть как можно тоньше.
Скотч-брайт

Скотч-брайт

  • Спустя 20 минут, когда полностью высохнет патина, нужно обработать поверхность скотч-брайтом, который еще называют металлизированной губкой. От интенсивности механической обработки будет зависеть то, насколько выраженным получится эффект старения.
  • Затем при помощи сухой мягкой тряпки необходимо удалить всю пыль с изделия.
  • В завершение работы поверхность следует вскрыть лаком. Если древесина темных пород, желательно использовать полиуретановый лак или нитролак, который со временем желтеет, что придаст изделию еще больший эффект старения.
На фото - эффект многослойного окрашивания

На фото – эффект многослойного окрашивания

Особенности состаривания дерева

Добиться эффекта многослойного окрашивания довольно просто.

Делается это следующим образом:

  • В первую очередь выполняются подготовительные работы.
  • Затем на поверхность наносится основное покрытие. Чтобы сквозь него был виден рисунок деревянных волокон, ЛКП следует наносить одним слоем.
  • Далее достигается эффект обшарпанности при помощи наждачной бумаги.
  • После этого надо обмакнуть кисточку в краску цвета отличного от основного и вытереть ее тряпкой. Затем оставшуюся на кисточке краску нужно растереть по поверхности, для чего кисточку следует прижимать с определенным усилием.

На этом процесс много окрашивания завершен.

Нанесение темного воска

Нанесение темного воска

Загрязнение воском

Напоследок рассмотрим, как добиться эффекта загрязнения, которое возникает в процессе эксплуатации изделия.

Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  • Поверхность древесины в местах, где она чаще всего загрязняется, следует покрыть темным воском. Причем красить нужно неравномерно.
  • Далее древесину надо покрыть темным лаком.

Принцип работы сухой кистью

На этом создание эффекта искусственного загрязнения завершено. Вот, пожалуй, и все наиболее распространенные варианты покраски под старину.

Это одношаговый метод, подходящий для любых видов древесины с большим количеством текстур на поверхности.

Необходимые материалы: краска, скребок (или пластиковая карточка).

Инструкция: Нужно просто вылить немного краски на поверхность древесины и размазать скребком. Подождите, пока высохнет, и все готово!

Какие ошибки часто допускаются при работе. Советы

Работа с деревянными заготовками требует аккуратности и внимательности. Иногда дефекты, полученные при работе, очень трудно исправить.

  1. Важно использовать качественные и проверенные лаки и краски. То же касается и химических веществ для травления.
  2. Частая ошибка: не дают полностью просохнуть уже положенным слоям краски и начинают дальнейшую обработку. Сведения о сроках затвердевания указаны на банках с краской.
  3. Обязательно учесть температуру воздуха и относительную влажность. Чем суше и теплее, тем быстрее будут сохнуть лаки или краски.
  4. Перед использованием лака поверхности следует как следует зачистить и удалить грязь.
Работа с деревянными заготовками требует аккуратности и внимательности
Работа с деревянными заготовками требует аккуратности и внимательности

Такой тип лака считается профессиональным и дорогим, его используют для защиты многих изделий: предметов мебели, декоративных украшений, музыкальных инструментов. Продаётся и в готовом виде (можно сразу использовать) и в сухом – смолу понадобится разводить самостоятельно.

Шеллак в виде смолы
Шеллак в виде смолы

Новичкам лучше первое время покупать уже пригодные для работы спиртовые лаки, это позволит научиться правильно работать с ними, не отвлекаясь на способы приготовления, хотя стоимость таких смесей высока. Через некоторое время можно попробовать изготовить шеллак самостоятельно. Пропорция разведения: на 900 г шеллака потребуется 240 мл денатурированного спирта. Способы нанесения: тампон или кисть.

Шеллак Ferrario Dewaxed Lake
Шеллак Ferrario Dewaxed Lake

Методик существует несколько, но основная последовательность такова.

  1. Наносятся первые слои (2-3) – кистью. Можно использовать распылитель.
  2. Шлифовка до чистого дерева – нужно выровнять заполненные шеллаком поры с основной плоскостью.
  3. При помощи тампона из льна или хлопка лак наносится вдоль волокон древесины. Останавливать движения на плоскости нельзя.
  4. Работа должна продолжаться до появления желаемого глянцевого оттенка.
Нанесение шеллака тампоном
Нанесение шеллака тампоном

Кроме продольных движений возможны втирания шеллака по окружностям или «восьмёрками» – так можно лучше добиться непрерывности. Для такой работы потребуется опыт.

После того, как мы рассмотрели все 7 методов покраски дерева с эффектом старины, хотелось бы выделить несколько основных советов, которые вы можете применить ко всем методам:

  • Если поверхность, которую вы собираетесь красить, была обработана с помощью герметика, воска или лака, было бы лучше немного отшлифовать ее, чтобы новая краска легла лучше.
  • Не бойтесь экспериментировать: вы можете смешивать эти методы на свое усмотрение, создавая личный дизайнерский стиль.
  • Сначала попрактикуйтесь на каком-то куске дерева или на менее видимых местах мебели (например, на внутренней поверхности двери окрашиваемого шкафа) перед тем как приступить к работе над более видными частями.

И помните, что главное здесь — ваше желание! Удачи!

Подготовка к работе

Прежде чем приступить к покраске дерева под старину необходимо выполнить подготовку поверхности следующим образом:

  • Первым делом нужно удалить с поверхности дерева старое покрытие – лак или краску.
  • Далее нужно отшлифовать поверхность и очистить от любых загрязнений. Для шлифования следует использовать вначале крупную наждачную бумагу, после чего постепенно переходить на более мелкое зерно.
  • После этого дерево надо обработать антисептической грунтовкой, которая защитит древесину от гниения и возникновения плесени, а также улучшит адгезию лакокрасочного покрытия.

Создание патины на рельефном элементе

Надо сказать, что шпаклевать поверхность не стоит, так как маскировка изъянов противоречит данному дизайнерскому решению, за исключением серьезных трещин и сколов.

Пример эффекта обветшалой и шероховатой поверхности

Пример эффекта обветшалой и шероховатой поверхности

Разные породы древесины можно состарить разными методами. Ряд способов не подойдёт для работы с определёнными сортами.

Таблица 1. Способы состаривания и виды пород, которые можно подвергать методикам.

Технология Какие породы рекомендуется использовать
Состаривание при помощи химического воздействия Дуб, ива, орех, клён, бук, красное дерево, липа, осина.
Методики, связанные с механической обработкой поверхностей Всё кроме тика, клёна, вишни, бука и груши. Особенно подходят: сосна, лиственница, дуб и ясень.
Результат состаривания сосновой доски с помощью браширования и раствора уксуса и стальной ваты
Результат состаривания сосновой доски с помощью браширования и раствора уксуса и стальной ваты

Воздействия на поверхность при помощи специальных составов можно разделить по техникам:

  • использование сухой кисти;
  • патинирование;
  • лессировка;
  • набрызг;
  • кракле;
  • методика создания потёртостей (Шебби Шик);
  • травление (использование составов типа морилок).
Короед – техника нанесения рисунка, имитирующего движение по дереву личинки жука-короеда (можно использовать зубопротезный бур с крупной насадкой)
Короед – техника нанесения рисунка, имитирующего движение по дереву личинки жука-короеда (можно использовать зубопротезный бур с крупной насадкой)

Также возможна обработка с физическим воздействием на деревянные плоскости:

  • браширование – техника с использованием щёток с металлическим ворсом (кордщёток);
  • обжиг – применение огня или нагретого до высокой температуры металла;
  • в горячем песке.

Возможны и иные способы – например, имитация естественных повреждений, которая достигается при помощи шила, наждачной бумаги и прочих инструментов.

Мастер-класс. Как состарить дерево?
Мастер-класс. Как состарить дерево?
Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector